Для нашей страны всегда были актуальными проблемы стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Исторический опыт показывает, что Россия была, есть и будет важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность региона. Вместе с тем, после развала СССР ситуация в Центральной и Юго-Восточной Азии значительно изменилась. В данной статье я хотел бы охарактеризовать наиболее заметные тенденции развития геополитической ситуации.
1. Каспийский и Южно-кавказский регионы. С 25 мая 2005 года начал функционировать азербайджанский участок нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейран. В этом проекте участвуют многие страны, но доминирующая роль принадлежит США, которые взяли на себя организацию морских танкерных перевозок по маршруту Джейран – Восточное побережье США. Все это привело к оживлению военно-политической деятельности США и стран НАТО в регионе. В ближайшее время на территории Азербайджана вероятно будут дислоцированы американские части. Судя по всему, это будут авиационные подразделения, размещенные на бывших советских авиабазах Кюрдамир, Насосная и Гюлли. Кроме того, американская администрация откровенно поддерживает стремление Грузии к возможно скорейшему выводу российских войск с ее территории. Вполне естественно и логично предположить, что после такого вывода порты Поти и Батуми превратятся в пункты маневренного базирования ВМС США и ОВМС НАТО.
Определенные меры принимает руководство США и НАТО по усилению военно-политического присутствия в республиках Средней Азии. Так, с лета 2003 года США финансирует строительство совместной военно-морской базы в г. Атырау, который является центром важнейшего нефтяного месторождения Республики Казахстан. Несмотря на то, что в июле 2005 года МИД Узбекистана направил в госдепартамент США ноту о немедленном выводе американских частей, дислоцированных на авиабазе Хайдарабад, этот вывод еще не начинался. Более того, после ряда визитов высших официальных лиц администрации США в Таджикистан и Киргизию, было получено разрешение правительств этих стран на использование своих авиабаз для размещения американских ВВС, задействованных в операциях в Афганистане. По некоторым косвенным данным Туркмения готова предоставить авиации США аэродром Мары, причем для базирования в течение длительного времени. Следует заметить, что последний объект был одним из крупнейших в бывшем СССР.
В этих условиях Россия вынуждена идти на сближение и Ираном и создание военно-политического блока пяти прикаспийских стран. Хотя усилия российской дипломатии в этой сфере пока весьма скромны, открывается реальная перспектива открытия через территорию Республики Иран транзита каспийской нефти как альтернативы маршруту Баку – Тбилиси- Джейран.
2. Китай – Тайвань. На мой взгляд возможно резкое ухудшение взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Тайванем. По оценкам аналитиков администрации президента США общая боеспособность НОАК повышается более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее. Произошло революционное изменение в техническом оснащении вооруженных сил Китая и, прежде всего, в области ракетно-ядерного и космического оружия. НОАК имеет сейчас около 250 ядерных боеголовок мегатонного класса, средства доставки включают несколько десятков межконтинентальных баллистических ракет с максимальной дальностью полета от 8 до 13 тыс. км. (МБР DF-5S, DF-5SA, DF-31). Правительство КНР считало и считает Тайвань своей территорией и добивается широкого объединения. Однако принятый в марте 2005 года Всекитайским Собранием Народных Представителей «Закон о предотвращении раскола страны» предусматривает применение военной силы против сепаратистов. Под определение последних вполне может попасть и население Тайваня, если остров объявит независимость.
Министерство обороны США предполагает, что уже в ближайшие 2-3 года уровень развития НОАК позволит Китаю провести военную операцию по захвату Тайваня. При этом военно-политическое руководство КНР неоднократно делает заявления о том, что «…. В случае вмешательства американцев в конфликт на стороне Тайваня, Пекину следует применить ядерное оружие» (Генерал-майор Чжу Чэнху, июль 2005 года).
В этой связи уместно вспомнить о ряде договоров между Россией и КНР. Так, в рамках Шанхайских соглашений 6 июля 2004 года между министерствами обороны двух стран был заключен Меморандум о совместных действиях в мирное время. Летом 2005 года в соответствии с этим документом были проведены совместные российско-китайские учения всех основных нестратегических видов войск «Мирная миссия – 2005». Высшей фазой этих учений была высадка морского десанта на побережье полуострова Шаньдунь. Ряд зарубежных экспертов немедленно заявил, что по целому ряду географических и климатических условий Шаньдуньский полуостров и прилегающая к нему акватория весьма схожи с Тайваньским проливом и островом Тайвань.
Почти сразу же (в августе – сентябре 2005 года) вооруженные силы Тайваня провели при поддержке США комплексные учения по отражению морского и воздушного нападения со стороны НОАК.
Таким образом, к концу текущего года для нашей страны обрисовывается, по крайней мере, две точки военно-политической напряженности: присутствие США в странах Каспия и конфронтация между Китаем и Тайванем, способная вызвать далеко идущие последствия.