Эффективность  урока как условие повышения качества знаний

     "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции"
/В.А. Сухомлинский./
Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
     Эффектный урок – урок, который производит приятное впечатление и приводит к нужным результатам.
В образовании меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Именно на уроке учитель обучает, воспитывает и развивает личность. Урок - основа образовательного процесса. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Обращение к проблеме эффективного урока оправдано при любом уровне профессионализма учителей на любом уровне движения школы к более высокому качеству образования. При этом важнее всего выстроить адекватную практику повышения эффективности урока.
     Признанный и авторитетный специалист по уроку, Ю.А. Конаржевский выделяет восемь положений, которые характеризуют урок как основную форму организации учебной работы: Урок – это
• основная форма организации учебной работы;
• динамическая, совершенствующаяся система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;
• социальная система;
• основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;
• действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;
• элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;
• звено в системе уроков;
• аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.
     Учитель, приходя в класс, неизменно задает такие вопросы: «Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке?». 
В решении этих вопросов, на мой взгляд, помогут современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально- комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.
     Активные и интерактивные технологии:
• Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
• Технологии дифференцированного обучения;
• Игровой технологии;
• Технологии интегрированного обучения;
• Здоровьесберегающие технологии;
• Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
• Информационно-коммуникационная технология.
      Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Итак, каким же должен быть эффективный урок?
Эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:
- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока;
- умение планировать, проводить и анализировать урок.
На уроке концентрируется вся деятельность педагога, педагогические навыки, его научная подготовка, методические умения, способность организовать работу школьников.
     Эффективный урок – это развитие, творчество, комфорт:
- формирование предметной компетентности;
- формирование информационной культуры; 
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- развитие мышления;
- развитие творческих способностей;
- формирование коммуникативной компетентности;
- создание психологически комфортной среды;
- разнообразие учебной деятельности.
Ведущими идеями современного эффективного урока являются:
- создание в классе атмосферы открытости, ответственного сотрудничества, сотворчества;
- использование моделей обучения, способствующих развитию навыков самостоятельности;
- обучение анализу своей деятельности;
- обеспечение активной учебной деятельности;
- создание условий для развития самовыражения, развития чувств и эмоций.
     Известный дидакт И.П. Подласый отмечает, что без грамотного, научно обоснованного проектирования учебных занятий не стоит надеяться на повышение качества образования учащихся. Даже высокое педагогическое мастерство учителя не спасёт, если плохо продуман урок. Главное на хорошем уроке – работа учащихся. Без работы нет результата.

     Как подготовить эффективный урок?
общий алгоритм подготовки урока.
1. Определите тип и место урока в учебном блоке уроков.
2. Определите обучающую цель и учебное содержание.
3. Обозначьте задачи личностного развития учеников и спланируйте соответствующие ситуации развивающего типа.
4. Спрогнозируйте будущий урок
5. Определите последовательность и спланируйте результаты ЭТАПОВ урока.
6. Примите решение о методах и формах обучения.
7. Подберите средства обучения
8. Составьте технологическую карту или конспект урока
9. Продумайте средства обратной связи
10. Определите содержание домашнего задания и способ его представления.
11. Оцените спланированный урок через призму признаков его эффективности. Внесите необходимые коррективы. 
     Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
1. Цель – это первое, с чего начинает учитель урок и подготовку к нему. Учитель для себя ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель. 
     В письменном же виде цели должны быть прописаны следующим образом:
- предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать….и уметь…(далее перечисляются соответствующие знания и действия: выделять, находить, устанавливать причинно-следственную связь между….
2. Виды учебно-познавательной деятельности и их предметы

Виды учебно-познавательной деятельности

Предметы видов
учебно-познавательной деятельности

Наблюдение, экскурсия

Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них

Эксперимент, практические     занятия

Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них

Работа с книгой

Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе

Систематизация знаний

Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний

Решение познавательных задач (проблем)

Комплексная разнообразная информация познавательного характера

 Заполнение таблиц, построение графиков

Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками)

Степень эффективности применяемых методов и приемов в обучении следующая:
• 10% от того, что они читают;
• 26% от того, что они слышат;
• 30% от того, что они видят;
• 50% от того, что они видят и слышат;
• 70% от того, что они обсуждают с другими;
• 80% от того, что они основано на личном опыте;
• 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
• 95% от того, чему они обучаются сами

На эффективность урока в большой степени влияют также формы и виды организации деятельности учащихся на уроке, а также и психологические факторы:
• Общий поведенческий характер класса;
• Индивидуальные психологические особенности учащихся;
• Эмоциональный климат в классном коллективе;
• Степень сложности материала;
• Индивидуальный стиль деятельности учителя.
Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В реализации ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

     

Например, в теме урока ставится вопрос, содержащий два противоположных мнения о событии, факте, человеке и.т.п., а задача учащихся заключается в том, чтобы прийти к конкретному мнению.      
Такого рода темы могут звучать следующим образом: «Иван Грозный: великий государственный деятель (проведший военные реформы) или тиран на троне. «Пётр Великий: великий реформатор (проведший военные реформы и создал военную мощь России) или губитель русских традиций» Оценка исторического деятеля проводится через проблемный подход. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить
      Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
      Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.
      Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.
      Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.
      Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Учебные проекты являются инструментом, который позволяет поддерживать учебную мотивацию и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.
      Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
      При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
     Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
      Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно, проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках или в рабочих тетрадях при их наличии.
     Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований приведённым выше, в памяти человека остаётся четвёртая часть услышанного материала, треть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
      Компьютерные технологии призваны стать в обучении неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
      Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих методов в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
     Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип привлекательности:
      - создание и использование презентаций;
     - логические игры;
     - тестовые оболочки;
     - использование видео;
     - использование готовых обучающих программ;
      - работа с ресурсами Интернет (Интернет – уроки);
      - электронные энциклопедии.
     Использование современных обучающих технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
      При подготовке учителя к уроку с целью повышения эффективности его проведения являются «Технологические карты урока»
      Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности , деятельность учителя и деятельность обучающихся.
      Структура технологической карты включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы -технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
     Технологическая карта позволяет учителю:
     - реализовать планируемые результаты ФГОС;
      - определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
      - осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
      - определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
      - проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
      - освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
     - определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
      - на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
     - выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
      - решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
      - соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
     - обеспечить повышение качества образования.
      Структура технологической карты
     1 этап. Самоопределение в деятельности
     2 этап. Учебно-познавательная деятельность;
      3 этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность;
      4 этап. Рефлексия деятельности (итог урока);
     Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
     Итак, подводя черту, хочется отметить, что эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала.
      Эффективный урок должен ориентироваться на успех участников урока, ведь современный урок сегодня – это активная (самостоятельная) деятельность. Он должен развивать речь, обучать приемам мышления, которое обязательно проходят следующие стадии: диагностика, применение приемов мышления, тренировка в использовании, контроль над степенью формирования мнений и убеждений. Эффективный урок формирует у его участников креативность, коммуникабельность, разного вида компетентности, способствует активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интереса учащихся.

преподаватель-организатор ОБЖ
Жидков Иван Васильевич
Бюджетное общеобразовательное учреждение
Троснянского района Орловской области
«Никольская средняя общеобразовательная школа»