Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ

     Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.
     Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях.
     Основным документом, регламентирующим организацию здоровье сберегающего образовательного процесса, является приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 года №-1418 «Об утверждении Примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений», в котором были сформулированы цели и задачи центра, намечены направления его деятельности.
     Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
     Под здоровьесберегающими технологиями — будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Из сказанного вытекают определённая цель - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
     Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
     Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.
     Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”, «правила поведения с незнакомыми людьми на улице », «криминальные ситуации», «правила поведения при пожаре» и.т.д.
В ходе решения заданий ученики узнают много новых фактов, приобретают знания способствующие сохранению жизни и здоровья.
      Образовательная среда подразумевает не только условия обучения , но и организацию учебного процесса.
      Работа преподавателя-организатора курса ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает:
      - приведение содержания обучения в соответствие с возрастными психо-физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;
      - организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий (ЗСТ), обеспечивающих профилактику школьного стресса;
      - создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.
      Особое внимание на уроках ОБЖ я уделяю следующим компонентам принципов здоровьесбережения:
      1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь» и т. д.; б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»; в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.
      2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Обучающиеся осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
      3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода обучающиеся учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
      4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер, на выбор обучающегося. Это подтверждает, что у любого есть всегда право выбора.
      5.Учет индивидуальных способностей.
      6. Опрос только тех обучающихся, которые желают отвечать (оценку ставить только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока). Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом обучающихся и преподавателя.
      7. Включение в содержание уроков упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
      Ситуационные задачи – источник знаний о здоровье человека.
Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.
      8.Личный пример преподавателя. (Благодаря позитивному примеру учителя обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)
      9. Организация саморефлекции.
      Эффективность урока с позиции здоровьесбережения усвоения знаний в течение урока такова:
      1)5-25-я минута —80%;
      2)25-35-я минута —60-40%;
      3)35-40-я минута — 10%.
      Исходя из вышесказанного, необходимо применение здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье, использование полученных знаний в повседневной жизни.
     К сожалению, современные учащиеся, не считают свое здоровье важной жизненной ценностью. Для преподавателей важно, чтобы обучающиеся овладели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих.
      Результатом правильно спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов станет улучшение не только здоровья учащихся, но и их успеваемость.
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Система деятельности преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.
      Основными направлениями работы являются:
      1. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
      2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
      3. Организация оздоровительной работы.
      Основные виды деятельности:
• учебная
• методическая
• организационная
• диагностическая
      Результаты осуществления комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья учащихся .
• Положительная динамика показателей заболеваемости
• Допустимый уровень сформированности качеств здоровой личности старшеклассников
• Удовлетворительный уровень медико-гигиенических знаний учащихся
• Положительная динамика здоровьесберегающего поведения учащихся (рационализация режима дня, питания и т.д.)
      Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
      Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
      В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.

Преподаватель –организатор ОБЖ
МБОУ СОШ №5 г. Ливны
Ванюхин Олег Михайлович