Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
Залегощенского района Орловской области
Преподаватель-организатор ОБЖ
Демидов Владимир Владимирович
Формирование здоровьесберегающей среды
и навыков здорового образа жизни у школьников.
Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье — это не всё, но без здоровья всё — ничто».
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования. Период взросления человека, приходящий на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого иногда происходит ухудшение состояния его здоровья, при том что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. Поэтому в МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» разработана программа «Формирование здоровьсберегающей среды и навыков здорового образа жизни у школьников».
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Особое внимание уделяется санитарно - гигиеническому состоянию школы. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений школы чистящими, моющими, дезинфицирующими средствами и уборка ковровых покрытий пылесосом В каникулярное время обязательна генеральная уборка всех помещений школы с дезинфицирующими и моющими средствами мест общего пользования, классов, рекреаций и других помещений. Тем самым осуществляется максимально возможное для охраны здоровья детей и поддержание санитарно-гигиенического состояния школы на высоком уровне.
При разработке критериев оценки эстетического состояния школы администрация школы исходили из того, что состояние физического, психического здоровья человека определяется восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции. Поэтому при эстетическом оформлении школы следует учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира, отталкиваясь не от устоявшихся позиций ребенка в вопросах вкуса, которые, зачастую, у многих бывают далеки от высокого, а ориентируясь на высокие каноны эстетики окружающего пространства. Для хорошего восприятия окружающей детей обстановки проведен ремонт рекреаций и изменен цвет стен. Стены окрашены в яркие, сочные, радующие глаз тона, для того чтобы во время перемены детей радовало многообразие красок. В рекреациях вывешены картины, приобщая детей к вечному искусству живописи. Все классы школы оборудованы хорошим освещением – люминесцентными лампами дневного освещения. Соблюдается питьевой режим, для чего в школе имеется куллер для питьевой воды. Благоприятный температурный режим обеспечивает собственная отопительная система.
В школе имеется спортивный зал, имеющий практически 100% оснащенность различными снарядами, тренажёрами, велотренажёрами, лыжами, теннисным столом, наборами гантель и т.д.
На территории школы имеются спортивные площадки: футбольная и волейбольная.
Школа имеет микроавтобус «Газель», на которой постоянно вывозятся обучающихся на различные мероприятия, такие как: соревнования по различным видам спорта, экскурсии, поездки в театр г.Орла.
Питание детей осуществляется два раза в день. Обучающимся дают овощи, фрукты, собранные на пришкольном участке. Помещения столовой оборудованы всем необходимым для обеспечения здорового режима питания.
Деятельность школы направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение прогулок в начальной школе, детском саду;
- проведение «Дней здоровья»;
- спортивные мероприятия.
Деятельность педагогов при таком подходе к педагогическому процессу направлена как на достижение оптимального уровня обученности, воспитанности обучающихся, так и на обеспечение условий для сохранения и развития здоровья.
Коллектив школы работает в экспериментальном режиме и занимается разработкой программы «Формирование здоровьесберегающей среды и навыков здорового образа жизни».
Наиболее значимыми компонентами которой являются:
- создание комфортных условий обучения;
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей.
Школа работает в режиме полного дня (с 8.00 до 18.00)по 6-ти дневной неделе, что наиболее благоприятно для осуществления поставленных задач по интеграции оздоровительного процесса в образовательный. Продолжительность урока – 45 мин. 1класс-35мин; перемены по 10мин., большая перемена 20мин.
Расписание составлено в соответствии с санитарными требованиями, предъявляемыми государственным санитарно-эпидемиологическим надзором.
Увеличен объем двигательной активности. В средних и старших классах введён факультатив (спортивные игры), а в младших классах спортивный кружок.
Кроме того, на уроках проводятся обязательные физкультурные паузы.
Творчески организована спортивная работа с обучающимися, проводятся спортивные соревнования, игры. В школе ежемесячно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
Дни здоровья проходят, в основном на свежем воздухе, по трём группам младшая, средняя, старшая, где дети получают теоретические знания и практические навыки по здоровому образу жизни. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе. С классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедники, поездки в Москву. На летних и осенних каникулах организован оздоровительный лагерь дневного пребывания детей.
На протяжении двух лет на летних каникулах организуется палаточный лагерь.
Во второй половине дня, после обеда, для всех детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Наша школа участвует в спортивных мероприятиях района и области и занимает призовые места, на протяжении восьми лет мы занимаем 1место в районных соревнованиях по лыжным гонкам, были участниками областного конкурса «Спорт как альтернатива здорового образа жизни», где были награждены грамотами.
Особое внимание в школе отводится гигиене. Все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. В прошедшем году была вспышка гриппа, когда многие школы закрывались на карантин, наша школа этого избежала.
Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушениях. В школе регулярно проводятся конкурсы, выставки рисунков, беседы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете.
Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие – либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.
Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся.
Таким образом, дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Занятия в спортивных секциях, в кружках служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
|