Обобщение опыта учителя ОБЖ.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Исходя из современных требований, основными целями курса являются:
• формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
• психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
• бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью,
• любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.
Большое значение в своей работе я придаю формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, знакомлю с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.
За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам:
• повышению качества знаний,
• активности, интереса учащихся к предмету.
• творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ.
К сожалению, современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас, конечно, самым действенным методом активизации обучения является использование ИКТ технологий. Это и показ презентаций, и работа с тестами, и видеофильмы, и фрагменты мультфильмов и другая видеоинформация, которая используется на уроке непосредственно через Интернет. Уроки с использованием ИКТ технологий делают их более информационно насыщенными, познавательными , интересными и поэтому очень нравятся учащимся..
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и ученики, и родители начинают так считать. Уроки должны быть интересными, разнообразными. Я работаю над проблемой «Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ».
В основе моего педагогического опыта заложены:
• идеи личностно-ориентированного обучения;
• учёт психологических особенностей учащихся;
При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностно-ориентированное обучение направленно именно на это. И с учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы, использую следующие приёмы учебной деятельности:
• синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
• задания на время;
• проекты, презентации;
• анализ;
• логические, нестандартные задания;
• задания на поиск ошибок и др.
Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки - лекции, семинары, интегрированные уроки и т.д. совершенствуют творческие способности детей, повышают интерес к предмету. Поэтому я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе такие формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся. Рационально используя в учебно-воспитательном процессе активные формы и методы обучения с применением ИКТ, добилась положительных результатов в воспитании и обучении учащихся. Мои ученики умеют размышлять над прочитанным, участвуют в обсуждении проблемы. Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность. Прежде всего, в своей работе я использую такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются уроки с применением ИКТ
Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!
А. Кларк
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие. Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.
С появлением в школе компьютеров поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимися.
Первое, что я использую в своей работе, это тестовый контроль знаний. Использую тесты как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Так, например, в 5 классе при прохождении темы « Пожарная безопасность» использую тествикторину на этапе закрепления, при проверке домаших заданий регулярно использую тесты различного содержания: тесты- картинки, мини –тесты. Эта работа проводится практически на каждом уроке ОБЖ.
Часто использую тесты в режиме онлайн. Так, при прохождении в 7 классе темы «Наводнение», « ЧС геологического происхождения» и других, в 8 классе темы « Правила поведения при возникновении ЧС техногенного характера» обращаюсь к тестам онлайн. Времени на это уходит 2-3 минуты, компьютер выдает результат сразу. В организации этой работы мне помогает знание учащимися компьютерной программы Microsoft Word. Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки при сочетании различных форм работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих).
Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологий обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно- теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.
Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ в 8-9 классах. Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. Например, совместно с учащимися 9 класс мы подготовили проект «Влияние алкоголя на организм человека». Перед учащимися была поставлена задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке мы обсудили тему, и затем учащиеся разбились на группы по интересам, выбрали для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации ребята подходили ко мне со своими находками, обращались в библиотеку, а также выходили в Интернет. Они с удовольствием работали над созданием своего продукта и старались выполнить его качественно и в срок. Продукт проекта получился разнообразным:
Ребята провели анкетирование среди учащихся своей школы, результаты показали в виде диаграммы, провели опыты, все свои наблюдения оформили в виде презентации (слайды презентации). Ребята сами доказали какие изменения происходят в организме под влиянием алкоголя. На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа “Учиться, делая” дает положительный результат. Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В своей практике я часто использую мини-проекты, (по Сергееву Игорю Станиславовичу), которые укладываются в один урок. Примером служит выполнение мини-проекта «Причины возникновения пожара». 5 класс, «Нет вредным привычкам». Ученики предоставляли свои проекты в виде рисунков.
Группы формируются по 2 человека. Задание группам: наглядно изобразить причины пожара. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка и почему. Главная цель — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, ученики имеют максимальную возможность для самореализации.
В своей практике я часто использую уроки с прямым выходом в Интернет.
Так при изучении темы «Землетрясения» в начале урока на этапе актуализации знаний использую фрагменты видеоролика ЧС геологического происхождения.
При объяснении нового материала показываю принцип работы сейсмографа. При закреплении материала использую опорную схему «Правила поведения при землетрясении», где ребята путем перемещения картинок закрепляют правила поведения во время, до и после землетрясения.( Презентация)
Учебно-тренировочные занятия призваны способствовать выработке практических навыков. Они проводятся в кабинете, спортзале, учащиеся отрабатывают навыки использования средств защиты, первой помощи, частичной санитарной обработке и другие. Проводятся тренировки по внезапной (без предупреждения) эвакуации из школы.
Итогом преподавания курса ОБЖ является объектовая тренировка. Занятие проводится на природе с организацией «зоны заражения», имитации сборного эвакуационного пункта и т.д. Для этого разрабатывается сценарий игры, в которую с удовольствием включаются дети и взрослые. Каждый получает определенную роль и выполняет ее. В конце делаем подробный анализ с указанием ошибок. Это своеобразное зачетное занятие, проверка качества усвоения материала.
В своей работе для расширения знаний обучающихся по предмету использую экскурсии. Так, например, совершили экскурсию в пожарную часть поселка Змиевка. Материальная база этой организации позволяет дать понятие детям о средствах пожаротушения, познакомить учащихся с пожарной техникой, с профессией пожарного и многой другой интересной, новой информацией (презентация).
В своей практической деятельности использую творческие задания. Так, при прохождении темы «Определение места для бивака и организация бивачных работ» 6 класс, ребята делают различные поделки из природного материала.
Таким образом, формируя осознанные, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы в рамках самообразования «Использование информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ» и наблюдаю положительные результаты.
Так при 100% обученности, качество знаний составило
2011-2012 уч.год –55%
2012-2013 уч год – 64%
2013-2014 уч год -50%

Ежегодно учащиеся выбирают ОБЖ для проведения ГИА в качестве предмета по выбору.
2010-2011 уч год , качество знаний составило 72%
2011-2012 – 50%
2012-2013 уч год- 100%

Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Однако важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатом – повышению утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение учащихся.
На своих уроках я постоянно применяю элементы здоровьесберегающих технологий. На уроках создаются условия, вызывающие положительные эмоции, постоянно звучат слова «Молодец», « Спасибо», «У вас все получится».
Из всех нагрузок, с которыми ребята сталкиваются, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение с одного вида деятельности на другой неизбежно сопровождается изменением позы ребенка (работа в группах, использование сенсорного креста). К средствам двигательной направленности относят физкультминутки, эмоциональные разрядки, минутки покоя. Все это повышает работоспособность организма, замедляет процесс утомления. С целью профилактики близорукости применяются следующие приемы:
- организация режима урока, направленная на уменьшение зрительной нагруки;
- отдых для глаз (перевод взгляда с одного предмета на другой, отыскать спрятанное в классе высказывание и т.д.)
- специальные комплексы гимнастики для глаз, минутки тишины с закрытыми глазами.
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению со держания, форм и методов процесса обучения и воспитания.
Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования сельских школьников наравне с городскими.
Главные итоги применения ИКТ в учебном процессе:
• Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
• Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
• Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;
• Появление и рост у учащихся познавательного интереса;
• Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения, владение информационными технологиями делает из преподавателя ОБЖ Мастера с большой буквы.
Внеурочная деятельность по предмету
Чтобы добиться хороших результатов при изучении ОБЖ, необходимо развивать интерес обучающихся к предмету, усиливать мотивацию к занятиям. Решать эти вопросы я стараюсь не только на уроках, но и через систему внеклассной работы по предмету. В ходе этой работы решаются как общие, так и частные задачи, основными из которых являются:
- Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- Ответственного отношения за свою жизнь.
Одной из интереснейших и важнейших форм работы по пропаганде здорового образа жизни, подготовке молодежи к деятельности в реальном мире стало проведение Всероссийской акции «Я выбираю жизнь», «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам», «Дорога жизни». Ребята нашей школы принимали активное участие в этих проектах и получили призовые места. За проект «Я выбираю жизнь» в 2013 уч году коллектив 9 класса занял 1 место и был награжден Почетной грамотой отдела образования молодежи и спорта. Пантюхин Никита был награжден Почетной грамотой Департамента образования и молодежной политики за рисунок «Дорога жизни». В тесном сотрудничестве я работаю с Отделом гражданской защиты и пожарной частью Свердловского района. Приглашаю представителей отдела на встречу с учащимися. Ученики нашей школы всегда принимают активное участие в конкурсах рисунков и поделок на тему безопасности в ЧС и пожарной безопасности, за что получают подарки и благодарности.
Хорошим дополнением к учебным занятиям служат встречи с интересными людьми. Кто лучше, чем пожарный, расскажет о действиях во время пожаров, милиционер – о поведении при столкновении с преступником, а врач рассказом о сложной операции убедит детей в необходимости соблюдения правил безопасности.
Учебно-материальная база
Эффективность преподавания предмета ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями предмета, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время.
В кабинете размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам предмета, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Нормативно- правовые документы:
• Закон «Об образовании»
• Конституция Российской Федерации
• Правила дорожного движения Российской Федерации
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
• Уголовный кодекс Российской Федерации
• Федеральный закон «О пожарной безопасности»
• Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
• Федеральный закон «О противодействии терроризму»
• Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Учебно- методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу:
Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Е.Н. Аюпов; под ред. А.Т. Смирнова]. - М.: Просвешение, 2007.
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под. Ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учеб. - наглядное пособие для учащихся. 5-9 классы. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2008.
Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В. Сальникова. - М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под общей редакцией А.Т. Смирнова – 3-е издание – Москва, Просвещение, 2014 год.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.- 176 с.- (Работаем по новым стандартам).
Терроризм - ты под прицелом: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2011.
Периодические издания:
Подписки журналов и газет «Основы безопасности жизни», «Добрая дорога детства».
Интернет-ресурсы:
• Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
• МЧС России: http://www.mchs.gov.ru/
• Министерство обороны РФ: http://mil.ru/
• ГИБДД МВД России: http://www.gibdd.ru/
• Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации): http://www.rsnet.ru/
• Издательский дом «Первое сентября»: podpiska@1september.ru
• Собрание законодательства Российской Федерации:
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf
Технические средства обучения:
• Компьютер
• Сканер
• Телевизор
• Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний:
• Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
• Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях.
• Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах
Стенды, плакаты:
Стенды:
• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
• Безопасность на улицах и дорогах
• Криминогенные ситуации
• Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
• Правила поведения при землетрясениях
• Пожары, взрывы
• Наводнения и затопления
• Правила оказания первой помощи
• Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
• Организационные основы противодействия наркотизмув Российской Федерации
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями):
• Дорожные знаки
• Пожарная безопасность
• Безопасность в быту
• Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
• Активный отдых на природе
• Опасные ситуации в природных условиях
• Безопасность на воде
• Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
• Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
• Правила безопасного поведения при землетрясении
• Правила безопасного поведения при наводнении
• Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте
• Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
• Безопасность дорожного движения
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Средства индивидуальной защиты:
• Ватно-марлевые повязки
• Респираторы (типа Р-2)
• Противогазы (типа ГП-7)
Медицинское имущество:
• Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
• Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
• Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
• Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см
• Вата медицинская компрессная
• Косынка медицинская (перевязочная)
• Повязка медицинская большая стерильная
• Повязка медицинская малая стерильная
• Булавка безопасная
• Жгут кровоостанавливающий эластичный
• Носилки санитарные
• Знак нарукавного Красного Креста
• Лямка медицинская носилочная
Аудиовизуальные пособия:
Учебные видеофильмы на цифровых носителях:
• Средства индивидуальной защиты
• Гидродинамические аварии
• Автономное существование человека в природных условиях
• Оползни, сели, обвалы
• Ураганы, бури, смерчи
• Наводнения
• Электробезопасность
• Безопасность на улицах и дорогах
• Безопасность на воде
• Безопасность на природе
• Правила безопасного поведения в быту
• Поведение при ситуации криминогенного характера
• Правила безопасного поведения при землетрясениях
• Правила поведения при угрозе возникновения взрывов
• Первая помощь при травмах
• Первая помощь при кровотечениях
• Вредные привычки
• Новые приключения Юли и Ромы
Учитель ОБЖ Зиновьева Елена Михайловна
МБОУ "Плосковская основная общеобразовательная школа"
Орловская область, Свердловский район, с. Плоское
|